Поиск

Эксперт сайта, автор публикаций, биолог, физиолог Наталья Булыкина

Хронология открытий

Многие ученые, находясь и работая в разных уголках мира, помогали своим коллегам, трудящимся на том же поприще.

Множество открытий было совершено на базе знаний, сформированной годами и даже веками ранее:

В 1831-м году Роберт Броун при изучении под микроскопом клеток растений, добытых им в Австралии, обратил внимание, что каждая из них имеет круглый непрозрачный элемент. Ученый назвал его ядром клетки

Немецкий естествоиспытатель Теодор Шванн, узнав об открытии своего коллеги, стал искать нечто подобное и в клетках животных: изучению подверглись клетки головастиков. Гипотеза Шванна подтвердилась, ядро было найдено и в клетках животных. На тот период времени это открытие было революционным: оно доказывало связь всего живого на планете.
Спустя почти век после обнаружения ядра клетки немецкий ученый Карл Везе совершил следующее потрясшее научный мир открытие. До того момента считалось, что мир животных состоит из двух больших классов: бактерии (простейшие) и эукариоты (все остальные). Отличались они только расположением ДНК — у простейших она располагалась у стенок клетки, у эукариотов — в ядре. Карл Везе, изучая бактерии, выделяющие метан, обнаружил неизвестную на тот момент их особенность: стена клетки была уникальной и выделяла необычные энзимы. Ученый обнаружил, что данная форма жизни отличается от уже известных. Представители данного вида способны выжить даже в самой агрессивной среде, на дне океана или на нескольких километрах в глубине земли. Этот тип был назван археями.
Еще примерно 30 лет спустя немецкий зоолог Уолтер Флемминг опубликовал труд, в котором он описывает процесс деления клетки, и хотя ученым было известно и ранее об этом факте относительно живой клетки, первооткрывателем в этом вопросе считается именно Флемминг. В процессе работ над этим вопросом ученый использовал мощнейший микроскоп, с помощью которого ему удалось обнаружить определенные структуры, которые он назвал хромосомами. Картинка деления клетки стала ясна для ученого, и он смог подробно описать деление клетки, назвав данный процесс митозом.
Цепочку открытий в области размножения и деления клеток продолжил немецкий биолог Август Вейсман. Биологу принадлежит идея о том, что в определенный момент развивающийся организм дает сигнал клеткам, ответственным за размножение, разделить хромосомы пополам. Данный процесс получил название мейоза.

Другие примеры и побочные эффекты

Проанализировать каждое утверждение из нескольких десятков постов и бессчетных сториз в рамках одной абсолютно невозможно. Но это и ни к чему, любой из них достаточно показателен.

Другой прекрасный пример — утверждение, что «застой каловых масс ведет к интоксикации и воспалению». Сразу замаячила тень Натальи Зубаревой, у пациентов которой каловые массы из «дырявого кишечника»утекают в мозг. Вообще эта концепция кишечника, как часто засоряющейся или протекающей канализационной трубы, которую надо подлатать или прочистить ершиком, попадается очень часто. Вероятно, эта незамысловатая бытовая аналогия близка и понятна читателям. 

У Елены свой метод борьбы с «засором» в кишечнике. С утра натощак за 30 мин до завтрака — 3 таблетки, за завтраком — 4, после завтрака — 2, за 30 минут до обеда — только 1 (почему так мало?), зато на обед — 8, после обеда и вечером — всего 4. Итого 22 таблетки надо ежедневно принимать в течении 2-3 месяцев. Понятно, что такое количество таблеток может не то, что запор пробить — дыру в кишечнике прожечь.

И происходит это с читателями Елены регулярно. Настолько регулярно, что у нее есть отдельный пост на тему “Вам плохо от моих таблеток? Это нормально!”. 

“негативные реакции со стороны ЖКТ”; “возможные побочки — покраснение тела и жар… подобная реакция абсолютно нормальна”, “сыпь на схемах где используется Iodoral — нормальна!”, “может слабить”, “схема может вызвать жидкий стул”

Список биологов

Биология — древняя наука, имеющая несколько отраслей. В разные периоды ее изучением и развитием занималось множество изобретателей. Краткий список знаменитых исследователей биологии — в таблице .

Гиппократ470-360 до н. э.
Клавдий Гален130-200 н. э.
Авиценна980-1048 г.
Леонардо да Винчи1452-1519 г.
Андреас Везалий1514-1564 г.
Уильям Гарвей1578-1657 г.
Карл Линней1707-1778 г.
Чарльз Дарвин1809-1882 г.
Герхард Мендель1822-1884 г.
Роберт Кох1843-1910 г.
Дмитрий Ивановский1864-1920 г.
Илья Мечников1845-1916 г.
Луи Пастер1822-1895 г.
Иван Сеченов1829-1905 г.
Гуго де Фриз1848–1935 г.
Томас Морган1866-1943 г.
Владимир Вернадский1863-1945 г.
Иван Шмальгаузен1884-1963 г.

Как стать нейробиологом

Как я пришла в профессию

Я окончила факультет естественных наук и защитила кандидатскую диссертацию по биологии. В центре иммунологии я получила возможность исследовать влияние медикаментов на работу нейтрофильной фракции лейкоцитов.

В 2013 году у моего ребёнка диагностировали расстройство аутистического спектра. Тогда в Красноярске не было проверенных методик работы с такими детьми, и я искала способ помочь сыну. Я нацелилась на «запуск» его речи. Через восемь месяцев занятий ребёнок заговорил, но оказалось, что я решала не ту задачу: появилась речь, но не было коммуникации. Тогда я переквалифицировалась в олигофренопедагога и дефектолога — окончила курсы профессиональной переподготовки и сменила профессию.

Я начала работать в «Клинике коррекционных и развивающих технологий», использовать нейроэнергокартирование, изучать электроэнцефалограммы. Мне пригодились знания биохимии и цикл Кребса. При этом пришлось освоить много нового: методику невербального театра Ричарда Хейхау, ПЕКС (Picture Exchange Communication System) — коммуникацию с помощью картинок, floor-time подход — взаимодействие с ребёнком на полу, на его уровне.


С автором коммуникативной методики Р. Хейхау в Красноярске в 2018 году

Где учиться

Нейробиолог изучает головной мозг с разных сторон. Получить такое образование на одном факультете невозможно. Нейробиолог — это, пожалуй, не профессия, а призвание.

Стать нейробиологом может выпускник факультета естественных наук или медицины, поскольку для этого нужно изучать биохимию, биологию и патофизиологию. Безусловно, любому специалисту придётся дополнительно изучать какие-то научные области: нейропсихологу — физиологию мозга, биохимию и генетику; неврологу и нейрофизиологу — особенности функционирования головного мозга.

Примеры «схем» и вредные советы для беременных

С точки зрения рекомендаций статья большого интереса не представляла, потому что содержала только несколько абзацев весьма общих фактов о витаминах B, С, D и омега-3. Настоящий кладезь советов  — это инстаграм. 

Посты обычно сводятся к рекомендации схем — огромного количества пищевых добавок, до трех десятков таблеток ежедневно. Рассмотрим некоторые из советов для тех, кто готовится к беременности или уже беременны.

В схеме 28 таблеток для готовящихся к беременности женщин и 26 для уже беременных. Часть — препараты не имеющие никаких доказательств эффективности против чего бы то ни было. Часть — вещества, влияние которых на беременность недостаточно изучено.

Какие-то из этих добавок могли бы быть назначены врачом при беременности, но Елена пренебрегает рекомендованными дозами, и всегда в сторону увеличения. В то время как во время беременности назначают порядка 350 мг магния в день, но Корнилова рекомендует принимать сразу 3 таблетки по 300 мг каждая, всего 900 мг. Надо отметить, что польза от приема добавок с магнием у беременных пока не обнаружена. Аналогичным образом Елена поступает с йодом. При том, что рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) дозы 250-500 мкг в день, Корнилова рекомендует принимать 1000 мкг. 

Столько же вольно она обращается и с критериями патологии. Ее нормы отличаются от общепринятых таким образом, чтобы как можно больше читателей блога сочли себя больными. Так она называет нормальным уровень ферритина не менее 70-80 нг/мл, при этом для всех остальных нижний порог нормы — 20 нг/мл. Как раз для молодых женщин, читающих блог Корниловой, значения меньше 70-80 нг/мл будут абсолютно нормальны, а вот попытки исправить якобы низкий показатель могут привести к избыточному употреблению добавок и проблемам.

«Польза от приема добавок не обнаружена, но хуже-то не станет», — могут подумать некоторые подписчики Елены. К сожалению, это не так. Среди рекомендаций есть БАДы, содержащие хром. Добавки с хромом не рекомендованы для приема беременным! Несколько исследований показали, что более высокие концентрации хрома в организме будущих матерей ассоциированы с преждевременными родами и меньшим весом плода. В той же схеме присутствует добавка Liver Support, содержащая растение желтокорень. Это растение богато биологически активными алкалоидами, в частности берберином. Добавки с желтокорнем считают небезопасными для беременных. Принимаемый матерью берберин проникает через плацентарный барьер и может вызвать ядерную желтуху (поражение головного мозга, вызванное высоким количеством непрямого билирубина в крови) у плода или у новорожденного при кормлении грудью. Было также показано, что у крыс берберин вызывает сокращения матки и увеличивает риск появления опухолей.

И как если бы вышесказанного было мало, та же схема содержит рекомендации принимать высокие дозы витаминов С и Е. Всемирная организация здравоохранения заявляет, что прием этих добавок во время беременности не рекомендован, поскольку доказанной пользы не существует, но зато есть данные о двукратном повышении риска преждевременного разрыва плодных оболочек. Кроме того, было показано, что прием добавок с витамином Е небезопасен и вместо ожидаемого улучшения фактически приводит к увеличению смертности.

Что делает нейробиолог

Детективная работа

По статистике, каждый третий новорождённый имеет неврологические нарушения.

Нейробиолог — это учёный, а не врач. Он помогает семье разобраться в проблеме, если отдельные специалисты затрудняются с постановкой диагноза или лечение не даёт результатов.

Например, приходят ко мне на приём мама, папа и ребёнок. Родителей беспокоит отсутствие речи, нарушение движения, сна, гиперактивность ребёнка или другие симптомы. Невролог или дефектолог видят верхушку айсберга: аутизм или ДЦП (детский церебральный паралич). Это не помогает выработать стратегию поддержки. Я же могу выявить источник проблем и предложить комплекс коррекционных занятий. Для этого я изучаю все доступные данные о ребёнке: результаты анализов мочи и крови, ультразвуковых исследований, МРТ, электроэнцефалограммы, заключения неврологов, генетиков, кардиологов, психологов, дефектологов и других специалистов.

В этом году к нам обратилась мама ребёнка, который страдал нарушением функции поджелудочной железы. Невролог убедил родителей сделать ребёнку генетический скрининг. Стоимость таких исследований составляет от 50 до 250 тысяч рублей. Скрининг показал мутацию по некоему хромосомному плечу. Маме выдали список из 50 синдромов, которые могут быть вызваны данной мутацией. Проблема была в том, что ни один из синдромов у ребёнка диагностировать не удалось.

Во время работы с этой семьёй я заметила, что результаты биохимического анализа крови ребёнка с рождения отклоняются от нормы. Ферменты поджелудочной железы превышали допустимые значения в десять раз. После нейробиологической диагностики и беседы с родителями мы пришли к выводу, что у ребёнка инфекция.

Оказалось, что во время беременности у матери был герпес и два дня держалась высокая температура. Сдали анализы — подтвердилась цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Поэтому мы решили помимо телесной терапии с ребёнком подключить к работе иммунолога.

Иногда родители жалуются на проблемы со слухом, а сурдолог говорит, что ухо ребёнка функционирует нормально. В таком случае я направляю ребёнка на исследование вызванных потенциалов. Если на пути к головному мозгу звуковой импульс теряется, вероятно, нарушена миелинизация нерва, то есть он не полностью покрыт оболочкой. Даже если слуховой нерв недостаточно развит, лекарства помогают его восстановить.

Создание общей картины развития

Родители приносят в нашу клинику толстые медицинские карты своих детей. Отчаявшиеся мамы и папы платят за ненужные дорогостоящие обследования, но не получают внятного ответа на свои вопросы. При этом существенные отклонения в самых обычных анализах педиатр или участковый невролог иногда не замечают или игнорируют. В итоге у родителей копятся бумажки, а что делать с ребёнком и как ему помочь, никто не говорит.

Я не измеряю линейкой графики ЭЭГ, но могу понять заключение нейрофизиолога и рассказать родителям об альфа-, бета- и тетаритмах. Например, к нам приводят ребёнка с нарушением и говорят: «Врач сказал, всё нормально». Я объясняю, что означают результаты диагностики, предлагаю сделать нейропсихологические тесты. Нейроэнергокартирование, к примеру, может показать, почему ребёнку трудно учиться: интеллект сохранен, но нет связей между участками коры головного мозга.


Подбираем линзы для коррекции зрительного восприятия и проводим диагностику НЭК

Исследование работы мозга

Во время двухчасовой нейропсихологической диагностики я оцениваю сенсорные каналы: как ребёнок слышит, видит, реагирует на лёгкие прикосновения и ощутимое давление. Я расспрашиваю родителей об особенностях поведения, режиме сна и бодрствования, вкусовых предпочтениях, реакциях на различные раздражители и обстоятельства. Подобно неврологу я оцениваю коленные, локтевые, запястные, ахилловы рефлексы и рефлексы пирамидного пути. Важная часть сбора анамнеза — вопросы, как протекала беременность.

Работа в команде

На основе полученной информации я предлагаю родителям маршрут дальнейшего движения — какие занятия, терапию и обследования стоит провести. Эффективность работы с ребёнком зависит от специалистов, которые подхватят его на этом маршруте. Развивающие, поддерживающие, коррекционные занятия с ребёнком проводят логопед, невролог, нейропсихолог, телесный терапевт и массажист

Важно, чтобы все они говорили на одном языке, работали в едином подходе — это должна быть слаженная команда, а не отдельные профессионалы в разных центрах

Политика журнала

Целесообразность издания нашего журнала обусловлена необходимостью тесного научного сотрудничества ученых, занимающихся базовыми медицинскими проблемами –  морфологов, физиологов, биологов и представителей клинических специальностей, исследования которых указывают на пути решения как фундаментальных, так и прикладных проблем.

За последние два десятилетия наука шагнула далеко вперед. Сегодня трудно себе представить какое-либо экспериментальное или клиническое исследование без применения современных биохимических, иммунологических, морфологических методик. Изучение структуры и функции органов, разработка фармакологических препаратов и многие другие вопросы рассматриваются уже не только на микро-, но и на наноуровне. К счастью, в Украине существует большое количество специализированных медицинских и биологических журналов. Однако следует заметить, что публикации результатов научных изысканий в этих изданиях обусловливают некоторую информационную разобщенность, результатом чего является зачастую их незаслуженная невостребованность, поскольку интересные и полезные разработки становятся известными только узкому кругу специалистов, а опубликованные данные, во-первых, не получают желаемого широкого распространения (т.к. не все журналы электроннодоступны), а во-вторых, – отсутствует общая согласованность результатов изучения одной и той же проблемы, рассмотренной в разных аспектах.

         В этой связи, «Мир медицины и биологии» выступает связующим звеном между учеными, занимающимися различными направлениями исследований в медицине и биологии, между экспериментаторами и клиницистами.  Ознакомление с содержанием журнала позволяет быть в курсе большинства актуальных разработок, обсуждать их, получать необходимую информацию о научных направлениях и школах, диссертационных исследованиях, конференциях и конгрессах, посвященных животрепещущим проблемам медицины и биологии. На страницах нашего журнала отдельные фрагменты научных работ складываются в целостную мозаику, отражающую современное состояние медицины и биологии. 

Наш журнал призван предоставлять возможность публикации авторам при условии оригинальности и несомненной новизны их исследований. В состав редакционной коллегии входят авторитетные ученые. Статьи рецензируются независимыми экспертами соответствующих специальностей.

Журнал в своей работе придерживается принципов открытого доступа, т.е. любой пользователь сайта имеет возможность бесплатно просмотреть, загрузить, распечатать, сделать ссылку на любую полнотекстовую статью журнала. При этом пользователю ненужно заранее обращаться к автору либо редакции за разрешением на использование информации. В своей работе мы ссылаемся на принципы  Budapest Open Access Initiative. Кроме этого, редакционная коллегия ориентируется на нормы и принципы следующих международных организаций: Committee on Publication Ethics, World Association of Medical Editors и International Committee of Medical Journal Editors. Сообщаем, что журнал «Мир Медицины и Биологии» индексируется в следующих базах данных:

  • Web of Science (New York)
  • Russian Science Citation Index (Россия);
  • Index Copernicus (Польша);
  • Google Scholar;
  • Научная электронная библиотека “Cyberleninka” (Россия).

Советы старшеклассникам

Проверьте, насколько вы готовы

Если вас заинтересовала профессия нейробиолога, лучше сразу проверить, насколько вам подходит медицинская специальность и работа с людьми с ОВЗ. Посмотрите документальные фильмы о работе врачей и физиологов, например, цикл видеоматериалов об экспериментах И. П. Павлова. Полезно хотя бы несколько дней поработать на подхвате в клинике, куда приходят люди с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна.

В работе нейробиолога важно уметь реагировать на нестандартные ситуации, быть открытым, деликатным и готовым к экспериментам. На занятиях с детьми может случиться всякое, например, я недавно получила удар в лицо

Профессионал должен уметь быстро оценить ситуацию и дать адекватный ответ.

Прочтите книги

Если вы не брезгливы, вас не пугает шум и непредсказуемое поведение — беритесь за книжки. Рекомендую прочесть «Лабиринты мозга» Натальи Бехтеревой, внучки знаменитого российского физиолога. Она написана непростым языком, но лично у меня вызвала сильные эмоции и научный интерес.

Учебник «Патохимия» А. Ш. Зайчика и Л. П. Чурилова написан с юмором и читается как художественная литература. Чтобы понять феномен аутизма, советую учебник О. Б. Богдашиной «Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма» и статьи этого автора о нарушении работы сенсорно-перцептивного профиля людей с РАС.

Статья, с которой все началось

После подробного перечисления мест учебы, блогер делится историей успеха: 

Мои схемы по приему биологических добавок разрабатывались на протяжении двух лет с учетом биохимических данных, информации о кофакторах, коэнзимах. Создавать схемы я начала случайно, изначально такой цели не было. Я открыла студию по лечению волос на разработанном мною составе SDR. Многие девушки приходили с проблемой выпадения волос и советовались, какие им пить витамины. Отправляла их на анализы — оказалось, что у многих имелись все те болезни, для борьбы с которыми я вскоре и разработала общие схемы. То есть моя фокус-группа (это более двух тысяч человек) состояла в основном из женщин с проблемой выпадения волос, но они помогли мне выявить другие очень актуальные среди российских женщин заболевания — герпес, кандидоз, анемию, гипотиреоз.

Здесь у человека, который хоть сколько нибудь знаком со здравым смыслом, уже возникает множество вопросов. 2 года и 2000 человек — 2-3 пациента в день, если работать без выходных. Откуда у студентки, получающей достаточно серьезное образование в сильных ВУЗах, столько времени и такая большая фокус-группа? Каким образом человек, не имеющий медицинского образования, начал не только направлять на анализы, но и взял на себя смелость их интерпретации? Что такое SDR? Даже если кому-то предложенные схемы и правда помогли от выпадения волос, то на каком основании сделано настолько широкое обобщение, включающее в себя обширный список других заболеваний? Почему, в конце концов, лучшим клиникам и компаниям мира требуются годы исследований, а перспективная аспирантка лечит все болезни спустя пару лет работы в свободное от учебы время?

Для меня важно, чтобы люди не только получали результаты, избавлялись от болезней, но и понимали, как устроен организм человека. Давайте разберемся, действительно ли рекомендации Елены помогают избавиться от болезней и продлить физическую трудоспособность?

Давайте разберемся, действительно ли рекомендации Елены помогают избавиться от болезней и продлить физическую трудоспособность?

Отсутствие образования

Внимательное изучение советов и «схем» Елены, орфографические ошибки в ее дипломах и специфическая манера выражаться на видео явно наводили на мысль, что никаких ученых степеней за границей она не получала. Запросы в университеты были направлены еще в марте. Надо признаться, что пробиться было непросто. И если бы не участие известного российского биоинформатика Михаила Гельфанда, я бы, наверняка, возился не меньше полугода, а то и больше. Но широкая сеть контактов Михаила позволила быстро выйти на нужные отделы и получить от них ответ. Кстати, Михаил не впервые выводит на свет жуликов с поддельными степенями — он один из основателей сообщества «Диссернет».

Фотография дипломов об образовании из сториз инстаграма Корниловой. Фиолетовые полосы добавлены Еленой. 

Результат был вполне ожидаем. Ни в Мюнхенском техническом университете, ни в Национальном университете Сингапура про Корнилову ничего не слышали. Мы пока не достучались до Анхальта , но нет уже никаких сомнений, что и там результат будет тем же.

Итак. И из Мюнхена и из Сингапура нам сообщили, что Елена никогда там не училась. В каждом из вузов ответили дважды!

Скриншот переписки с администрацией Технического университета Мюнхена (TUM), в котором сообщается, что  у них не только не было студентки с таким именем, но и не существует и не существовало отдельного курса по органической химии, соответственно, диплома магистра с указанием именно этого направления они также не выдают. Мы закрыли контактную информацию официальных лиц, однако можем предоставить ее по запросу. 

Второе письмо из TUM, в котором учебная часть факультета Химии, нано-наук и катализа подтверждает, что такой студентки у них не было. Мы закрыли контактную информацию официальных лиц, однако можем предоставить ее по запросу. 

И да, конечно мы проверили все вообразимые варианты написания ее имени и фамилии латиницей, даже отличающиеся от тех, что есть на ее «дипломах».

Письма из Национального университета Сингапура (NUS), в которых подтверждается, что Елены у них не было ни в роли студентки, ни в роли сотрудника (то есть, даже уборщицей она там не работала). Мы закрыли контактную информацию официальных лиц, однако можем предоставить ее по запросу. 

К чести “РБК Стиль”, как только редакции были предоставлены подтверждения того, что в статье про Елену — сказки, она отреагировала молниеносно. Опубликовали дисклеймер в связи с нашим обращением, а сегодня выпустили опровержение. 

Тест

По материалам представленной статьи предлагается пройти тест, целью которого является выявление степени усвоения информации.

Условия тестирования: необходимо выбрать правильный ответ из предложенных. Правильный ответ может быть только один.

1. Автором труда «Естественная история» является:

а. Плиний Старший.

б. Аристотель.

в. Авиценна.

2. Впервые обнаружил ядро клеток:

а. Сеченов.

б. Шванн.

в. Броун.

3. Автором знаменитой теории условных рефлексов является:

а. Павлов.

б. Вернадский.

в. Мечников.

4. Единственным ученым в мире, получившим две Нобелевские премии по химии, является:

а. Сэнгер.

б. Шмальгаузен.

в. Флемминг.

5. Впервые ввел понятие рефлекса:

а. Гиппократ.

б. Декарт.

в. Авиценна.

6. Впервые описал типы человеческого темперамента:

а. Авиценна.

б. Гален.

в. Аристотель.

7. Понятие «гомеостаз» впервые ввел:

а. Бернар.

б. Ламарк.

в. Пастер.

8. Автором первого в истории подробного описания анатомии человека является:

а. Декарт.

б. Гален.

в. Авиценна.

9. Впервые описал этапы химических реакций превращения энергии в живых клетках:

а. Кребс.

б. Дарвин.

в. Мендель.

10. Новый тип живых организмов обнаружил:

а. Везе.

б. Мечников.

в. Сеченов.

Правильные ответы:

Номер вопроса12345678910
Правильный ответаваабаабаа

Доход и перспективы профессии

Стоимость консультации

Государственные медицинские центры пока не предоставляют консультаций нейробиолога. Можно пойти работать в НИИ и зарабатывать столько, сколько и другие учёные. Частные клиники более гибко реагируют на спрос.

Год назад моя консультация в Красноярске длилась 60 минут и стоила 800 рублей. Я набиралась опыта, училась, читала и использовала всё больше методик. Сейчас я провожу двухчасовую диагностику за 2000 рублей. В Москве это будет стоить примерно в три раза дороже. Доход нейробиолога зависит от объёма работы: если я буду проводить по две консультации каждый будний день, за месяц выйдет 80 тысяч рублей.

Два направления работы

С каждым годом растёт число людей с проблемами развития и функционирования психики. Чаще всего это дети и пожилые люди.

Некоторые дети имеют врождённые проблемы, но бывает, что здоровый с виду ребёнок внезапно перестаёт говорить, слышать, нормально двигаться. Помощь нейробиолога особенно эффективна на ранних этапах. Наш опыт показывает, что в течение первого года жизни удаётся нивелировать многие неврологические проблемы и даже снять диагнозы. Мы занимаемся ранней педагогикой: не только лечим ребёнка, но и учим родителей создавать благоприятные условия дома.

Люди старшего возраста сталкиваются с проблемами памяти, восприятия и мышления. К нам уже обращались пожилые люди с симптомами болезни Альцгеймера и Паркинсона, но пока мы не можем предложить им комплексную помощь. Чтобы работать с пожилыми людьми, нужна отдельная команда профессионалов, которые любят свою работу. Сейчас наш центр специализируется на работе с детьми и поддержке родителей.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий